История

Посвятившая детям жизнь

Как известно, как бы хорош не был корабль, он не совершит масштабного путешествия без умелого капитана. В нашем случае, школа, а тем более такая своеобразная, как коррекционная, не может существовать без грамотного директора.

Когда решался вопрос об организации подобного учебного заведения в автозаводском районе (а на то время в городе их существовало всего три), Вере Ивановне Вашурковой было всего 29 лет. Она работала завучем в одной из школ Сормовского района и занималась научной работой.




- Пятнадцатого августа 1959 года я пришла в новую школу уже в качестве директора, - рассказывает Вера Ивановна. - Директор другой школы после моего назначения так и воскликнула: «Такая молоденькая! Ты знаешь, хомут -то какой на себя надела?»

И действительно: молодой, инициативный педагог даже и не представляла, через что ей предстояло пройти.

- В то время велась серьезная борьба за всеобщую успеваемость. И открыть школу, подобную нашей, было крайне необходимо. Однако ребят нам свалили разных: тех, у кого были проблемы с психическим здоровьем, с интеллектуальными затруднениями, тех, кто по каким-то непонятным причинам просто не успевал за программой в массовой школе. И при этом не было даже элементарных условий для работы: ни здания (мы временно ютились в стенах другой школы), ни специалистов, ни финансирования. А на мои требования вышестоящие органы отвечали однозначно: «Если тебе не нравится – можешь этим не заниматься».

Можно было пойти по накатанному пути, но Вера Ивановна решила создать новую, передовую во всех отношениях школу.

- Главной нашей заслугой стало то, что мы первыми поставили отбор учеников на научную основу. В течение года мы проводили через ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию) десятки и десятки учеников и отделили ребят в пограничном состоянии от детей с задержкой психического развития. Следующим шагом был подбор квалифицированных кадров. На тот момент у нас было 12-13 учителей. С образованием и без. И нужно было как минимум два специалиста: завуча и логопеда со знанием дефектологии. Хорошо понимая, что в то время в нашем городе найти таких учителей было нелегко, я поехала в Москву.




Благодаря связям с ведущими педагогическими институтами, Вера Ивановна привезла с собой двух педагогов, которые еще долгие годы проработали в 162 школе – Судакову Валентину Михайловну и Лафер Лилию Александровну. Остальные кадры приходилось учить через курсы – молодой директор настояла на организации обучения в г. Горьком для преподавателей не только для своей, но и для всех коррекционных школ города.

- Я уже тогда поняла, что если удастся организовать коллектив – это будет настоящая победа! Только спустя 2 года школа №162 получила первое собственное здание на месте бывшего детского дома на ул. Толбухина (и то, только благодаря просьбе московских ученых-дефектологов, ведь школа стала настоящей базой для изучения ряда педагогических проблем). А на ул. Красных Партизан я практически выцарапала квартиру под мастерскую… Так и начинали работать. И лишь в 1969 году мы получили здание, в котором наши ребята учатся и по сей день.



Своя «республика ШКиД»

Второй своей заслугой педколлектив считает научное обоснование использования трудового обучения.

- Мы включили трудовое обучение в учебный план, практически освоили связь с трудовыми коллективами. А нашими производственными базами стали мебельная фабрика «Нижегородец» и промкомбинат по пошиву платья.

На их материалах и оборудовании ребята сами обеспечивали себя. Мальчики и их преподаватели изготавливали мебель, а девочки разработали и пошили форму для всех учеников школы.



- У нас была определенная форма василькового цвета, - вспоминает Вера Ивановна. -Школьные платьица для девочек и костюмчики для мальчиков. Форма же старших школьниц разрабатывалась с особой тщательностью: блузки, жилеты и юбки двух видов (в зависимости от фигуры девочки – либо в складку, либо прямую). Ведь девушки всегда хотели выглядеть красиво и элегантно! Тем не менее, форма объединяла всех учеников: когда на общешкольной линейке выстраивались 400 ребят, это выглядело потрясающе!

В школе всегда была и группа детей-сирот. И каждое лето приходилось решать проблему их отдыха: в пионерские лагеря их не брали, вывозить на короткое время – тоже не было выходом. И вот в 1986 году идея пришла сама собой: решили организовать загородный лагерь на два летних месяца.

- Нам предложили бывшую загородную дачу одного из ПТУ в Кадницах, что вниз по Волге, но обустройство нам предстояло выполнить своими силами. Дача была в запустении – не было даже основного корпуса. Но, нас это уже не пугало: мы отстроили и отремонтировали ее без единого бюджетного рубля. Нам воинская часть, которая находилась неподалеку, выделила 10 двуспальных палаток, благодаря этим подаркам нам и удалось привести в порядок наш будущий лагерь. И каждый год, в мае месяце, мы посылали отряды из старшеклассников, чтобы подготовить дачу к лагерному сезону.

Лагерь просуществовал одиннадцать лет, и за все это время не было ни одного побега.

Вообще опыт по трудному обучению и воспитанию в 162 школе не остался незамеченным. Руководство было приглашено в Москву и Вере Ивановне, как директору, было присвоено звание - отличник СССР. До сих пор этот опыт применяется во многих коррекционных школах страны, а в самой 162 ученики сдают экзамены не в школе, а на производстве, с присвоением квалификаций и разрядов как самым настоящим рабочим. Ведь основным принципом обучения Веры Ивановны и ее коллег стали не лабораторные тренинги, но приспособление детей к жизни.




Долгое время 162 школа была объединяющей для всех коррекционные учебных заведений области. Вклад педагогов школы отразился на учебном и воспитательных процессах не только в Нижнем Новгороде, но за его пределами: в Дзержинске, Городце, Балахне, Красных Баках...

Что предлагает школа сегодня

Как же сориентироваться сейчас, когда стандарты образования изменились и родителям так сложно определиться, куда отдать ребенка? А тем более, ребенка с проблемами.

- Здесь главное не пугаться того факта, что школа – не массовая, - рассказывает заместитель директора по учебной части Ольга Викторовна Лоткова.

-Нужно понять, что наша школа - очень нужная в первую очередь для самого ребенка. Здесь происходит коррекция личности, психофизических недостатков и, к концу обучения он выравнивается и становится полноценным гражданином общества.

Если в обычных школах такие ребята по состоянию здоровья «не тянут» программу, из-за своих психических и поведенческих особенностях сидят на последних партах, а иногда и под ними, то в нашей школе – они чувствуют себя в своей среде.

Все занятия в школе носят коррекционный характер. Например, в начальной школе существует предмет – «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». На этих уроках индивидуально и в группах корректируются все психофизические недостатки. Происходит развитие памяти, логическое мышление, внимание, воображение, развитие моторики мелких мышц руки, которые непосредственно связано с развитием логического мышления.



Так же существуют обязательные логопедические занятия с 1-7 классы. Проводятся специальные занятия и по физическому воспитанию детей – «Лечебная физкультура», которая проводятся специально подготовленным специалистом-медиком, а так же «Ритмика» – с 1-4 класс, что позволяет развивать в учениках музыкальность и чувство ритма.



- Еще одно направление – развитие речи, так как речь – то, что плохо развита у наших детей. Поэтому даже в старших классах мы проводим такие предметы как «Письмо и развитие речи» и «Чтение и развитие речи», а не «Литература» и «Русский язык» как в массовых школах, -поясняет Ольга Викторовна. - Здесь ребята учатся правильно формировать свою речь, строить фразы, высказывать свои мысли. Так же всем известно, что детям с подобными недостатками трудно ориентироваться в социуме, иногда они даже не умеют сходить на почту, написать заявление, купить билет на поезд. Тут нам помогает такой предмет как социально –бытовая ориентировка (СБО). Он направлен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, способствует социальной адаптации. Ребята учатся готовить несложные блюда, принимать гостей, покупать железнодорожные билеты, обслуживать свое жилище. И подход здесь нужен каждому индивидуальный, ведь некоторые ребята даже не умеют чистить зубы и умываться. Здесь и приходят на помощь практические занятия.




В ходе беседы с преподавателями этой школы, начинаешь понимать, что для достижения хорошего результата в обучении детей с психическими и интеллектуальными недостатками необходимо как можно раньше обнаружить таких детей.

- В массовых школах НИКАК не могут находиться подобные дети, - подтверждает мою догадку Ольга Викторовна. - Там они начинают ощущать себя ущербными, каковыми на самом деле они не являются и зачастую имеют различные способности. Часто бывает, что родители до последнего сопротивляются отдавать своих детей в коррекционные школы, а, как правило, к 6-7 классу, интерес к учебе уже загублен.

Приоткрывая окно в мир

Если современная массовая школа стремиться вложить в головы своих учеников как можно больше знаний, то коррекционная школа основной своей задачей считает социальную адаптацию ребенка. А это и избавление от комплексов, и получение нужной в будущем профессии, а также развитие культурной личности выпускника.

Трудовое производственное обучение профессиональное обучение в 162 школе начинается в 4 классе. Мальчиков делят на профессиональные группы столяров и слесарей еще в конце третьего класса. Ведь кому-то придется работать с деревом, другим – с железом. Девочки начинают осваивать швейное дело. К выпускному классу ребята уже умеют не просто держать в руках инструмент, но и зарабатывать им на жизнь. Нужно отметить, что 162-ая – единственная коррекционная школа в городе, которая после 9 класса имеет еще 10-11-ые производственные классы, а в этом году открыт дополнительный 12-ый класс для ребят, которые еще не достаточно подготовлены для требуемого профессионального уровня. После окончания нашей школы, дети также могут продолжить профессиональное обучение в некоторых ПТУ, получив строительные, рабочие и швейные специальности.

Внеклассная работа играет немаловажную роль в становлении личности ребенка. Ведь ребята не просто участвуют во всевозможных мероприятиях, но и занимают призовые и первые места даже среди массовых школ (так в одном из последних конкурсах «Сын. Отец. Отечество.» из всех школ района ученики 162-ой школы заняли II место). Педагоги школы стараются организовать досуг ребят не только интересно, но и с пользой: дети имеют возможность посетить различные музеи, художественные галереи, выехать за пределы не только родного района, но и города. Это особенно важно, так как зачастую у ребят семейное положение не позволяет самостоятельно организовать подобные поездки.

Школа всегда идет навстречу семьям своих учеников: если у вас нет возможности водить ребенка в школу каждый день, существует ночная группа. А трех- и пятиразовое (в зависимости от времени нахождения ученика в школе) бесплатное питание позволяет контролировать педагогам потребление необходимых продуктов их воспитанниками. Ведь нередко мясо, фрукты, выпечка, сладости – это все то, что дети не всегда могут получить дома.

Современный директор и его команда



С 2005 года директором является Александр Федорович Пивоваров, который, несомненно, является продолжателем славных традиций педагогов-дефектологов, сформированных и накопленных за 50 лет существования школы. Благодаря усилиям Александра Федоровича решаются многие проблемы учебно–воспитательного процесса: ведь он на практике изучал и применял инновации и современные здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, долгое время работая учителем физической культуры. А педагогический талант и творческая работа директора стимулирует педагогов школы к постоянному самосовершенствованию.

В школе работает высокопрофессиональный педагогический коллектив: практически все учителя имеют 1 и высшие квалификационные категории. И в старших классах вводятся новые предметы, которых нет ни в одной коррекционной школе, однако их необходимость была выявлена и обоснованна педагогами и директором.

Одним из них является предмет «Основы компьютерной грамотности», который ведет учитель первой категории Мартынова Марина Львовна. Здесь ребята приобретают навыки и умения пользования компьютером, посещать всемирную сеть Интернет и, как все дети, поиграть. Еще один важный урок в расписании учеников – «Творческое и деловое письмо», где оттачиваются умения составлять официальные бумаги и письма. Но настоящим педагогическим прорывом, несомненно, можно считать программу, созданную учителем 162 школы, Лашмановой Мариной Петровной – «Литературное краеведение», где большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию. На этих уроках ребята узнают об истории Нижнего Новгорода из литературных и музыкальных произведений, как известных нижегородцев, так и тех, кто когда-либо посвящал свои стихи, рассказы и музыку нижегородскому краю. Горький, Афоньшин, Высоцкий… дети зачастую впервые знакомятся с некоторыми именами, имеющими непосредственно историческую связь с нашим городом.

- В школе царит семейная атмосфера. Мы все здесь: и дети, и педагоги, и директор – большая семья, - отмечает Александр Федорович. – И если в массовых школах опоздавшего ребенка могут выгнать из класса, то у нас в первую очередь интересуются: «Ты сегодня завтракал?» И обязательно накормят, обласкают, обогреют...

И действительно, после беседы со всеми этими людьми, отдающими весь свой талант, заботу и время школе, начинаешь убеждаться, что первое ощущение домашнего уюта было неслучайным, и подтвердилось спустя 10 минут после окончания интервью: выходя из школы, я заметила ребят, рассуждающих о предстоящих осенних каникулах. Кто-то был рад большей возможности побегать по лужам, но кто-то с искренним разочарованием заметил: «Фу, опять эти каникулы… в школе лучше!»


Home
УФСКН по Нижегородской обл.

Телефон доверия МО Нижегородской области по фактам корупции - 4334580

Телефон доверия МКС(К)ОУ школы-интерната №162 - 2560850
                                                                                   2560302

Сайт МКС(К)ОУ школы-интерната VIII вида №162 г.Нижнего Новгорода